Гранитовы
"Во дворе той же церкви пономарь Алексей Григорьев сын Отрепьев 30 у него жена Ирина 33 дети Алексей 8 итого мужеска полу 2 женска 1 плотит он с себе дьячковского окладу дватцать шесть алтын четыре денги". Ландратская перепись города Курска и его слобод
"Архив Рязанской духовной консистории хорошо сохранился и насчитывает более 30 тыс. единиц хранения, что отвечает главному условию - наличию широкой источниковой базы." Приходское духовенство в конце XVIII - начале XX вв.: По материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии. Мухин, И. Н.
Гранитова Мария Михайловна , прабабушка
Брат Марии Михайловны - Василий Михайлович
Брат Марии Михайловны - Иван Михайлович
Сестра Марии Михайловны - Анна Михайловна
Племянник Марии Михайловны - Гранитов Ипполит Иванович
В Епархиальных ведомостях Рязанской губернии упомянуты еще два Гранитовых - Николай и Иван. Почти наверняка, и они - потомки дьячковского сына Фотия Гранитова. Но поскольку имена их родителей не названы, утверждать наверняка это невозможно. В Епархиальных ведомостях Астраханской губернии с 1876 по 1917- ый упомянуто 34 человека с этой фамилией. Это, видимо, другие Гранитовы. В сети попадаются также материалы о белоэмигранте Гранитове. Он и его семья, похоже, тоже не имеют абсолютно никакого отношения к Гранитовым из Ряжска. Василия Михайловича я счел возможным включить в список родственников из-за отчества, места, времени и отсутствия других семей в это время в этом месте. Приблизительно по этим же соображениям я включил в список и Ипполита Ивановича. Главным доводом послужило его обучение в гимназии г. Верного, где погиб его отец. В этой гимназии, кстати, училось немало детей священников. Выискивая в Рязанских епархиальных ведомостях информацию о Гранитовых, я обнаружил, что Николай Гранитов, из Рязанской семинарии был направлен в Казанскую духовную академию, которую закончил в 1917г. Согласно данным о выпускниках, он сын чиновника почтово-телеграфной конторы.
Из переписи 1858г. Троицкая церковь:
пономарь Михаил Фотиев Гранатов*, пономарский сын – 26 Жена Настасья Сергеева 20 Дети Александра 3 Иоанн 1
Заштатные при сей церкви
...пономарь Фотий Семенов Гранатов* дьячковский сын 69 Жена его Анна Филиппова 68
*В метрических книгах Троицкой церкви подпись - Михаил Гранитов. Согласно упомянутому выше документу, он родился в 1832 или в 1831 году. Фотий Семенов Гранатов - в 1789 или в 1788 году.
Ряжск Православный выпуск 1 2006г.
*Здесь пономарь Фотий Семенов Гранитов упомянут ошибочно как Фотий Семенов
Известие о кончине Михаила Гранитова в Епархиальных ведомостях 1896.
О братьях Василии и Иване
Судя по срокам окончания Рязанской семинарии Василий был старшим из братьев. Он закончил семинарию и получил назначение в Малые Можары в 1896г. На три года раньше Ивана. Можно, следовательно, предположить, что родился он, приблизительно, в 1872г. В опубликованной в сети биографии Ивана сказано, что он два года был учителем. В Епархиальных новостях об этом сказано как-то туманно:
|
|
К церкви с. Высокого студент Рязанской духовной семинарии. 1999г. |
В дьяконы учитель церковно-приходской школы. 1999г. |
О пономарях, дьячках, псаломщиках и алтарниках:
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:
Пономарь: один из низших церковнослужителей в православной церкви, главной обязанностью которого было звонить в колокола, участвовать в клиросном пении и вообще прислуживать при богослужении. Ныне этой должности в русской церкви не существует.
По пояснению из «Закона Божия», пономари «принадлежат к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство священства, а только по архиерейскому на то благословению… имеют своею обязанностью созывать верующих к богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее».
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_6791
В нашем современном мире сознание у людей замутнено: что такое для человека с улицы какой-то алтарник?.. Как может нецерковный человек понять важность этого служения? Сознание наше кинематографическое, сформированное рекламными клипами, а клипы эти твердят: не останавливайся в погоне за мирскими благами — будь то вещи или карьера, — хватай побольше, карабкайся повыше! А алтарник? — разве это высокий чин?.. Но я вспоминаю слова знаменитого учёного, замечательного знатока церковной культуры Сергея Аверинцева. Он, будучи профессором, обладателем высоких учёных степеней, просил своих близких: «Ничего не пишите на моём могильном кресте, напишите только: «Чтец Сергий» (он был чтецом в одном из московских храмов). Вот как люди мудрые оценивают даже скромные церковные послушания!..
http://www.proza.ru/2013/05/18/1541
О будущих священниках Гранитовых:
Рязанское духовное училище
" По §§ 9, 10, 78, 79 — полагается в училище четыре класса с годичным курсом в каждом; в 1-й класс попоступают дети в возрасте от 10-ти до 12 лет, — в последующие классы
принимаются имеющие соответственные классу познания и возраст; воспитанники духовных училищ, по окончании курса учения, поступают или в семинарию, или куда пожелают"
Свирелин, А. И. К вопросу о пересмотре устава духовных училищ / А. И. Свирелин // Русь. — 1884.
Первоосновой Рязанского духовного училища и Рязанской духовной семинарии была цифирная (арифметическая) школа, открытая митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) в 1722 году в Симеоновском монастыре. С 1726 года в ней вводится изучение латинского языка, а с 1741 года она стала называться Латинской школой. Позднее эта школа находилась в Свято-Духовском монастыре, затем у Борисо-Глебского храма, далее в Троицком монастыре.
В 1751 году Латинскую школу переименовывают в "Епаршескую семинарию". Число учащихся в ней достигло 153 человек, и с 1753 года она размещается уже на месте своей постоянной прописки, у Владимирской церкви...
При приеме в училище мальчики сдавали экзамены: - диктант; - арифметика (устно); - чтение текстов церковных и гражданских книг. Кроме того, необходимо было знать наизусть основные молитвы. Число учащихся год от года менялось, но среднее их количество составляло 450-550 человек. Наибольшее число учащихся приходилось на 1834 (1093 человека), 1836 (845 человек) и 1840 годы (901 человек). Вставали в училище в 6 часов утра и после умывания шли на утренние молитвы, читаемые по очереди учениками. После завтрака в 8 утра начинались занятия. Каждый день (кроме воскресенья) было по три урока, а каждый урок длился 2 часа. До обеда занимались 4 часа и после обеда еще 2 часа. По субботам после обеда не учились. С 16 часов после прогулки шло приготовление уроков. Затем - ужин, вечерние молитвы и сон. По истечении каждой трети учебного года сдавались экзамены (декабрь, март, июнь). Впоследствии экзамены проводились два раза в год. Руководство осуществлялось смотрителем училища и его помощником. В самом тесном контакте с учениками находились три надзирателя училища.
Изучались следующие предметы: Закон Божий, церковный устав, славянская и русская грамматика, греческий язык, латинский язык, история, география и природоведение, арифметика, чистописание, нотное чтение.
Шестилетний срок обучения в училище состоял из трех двухгодичных отделений: низшее, среднее и высшее. Для продолжения духовного образования многие ученики поступали в Духовную семинарию.
Брат и, видимо, племянник:
Василий
Выпуск 1883 года Из I параллельного класса Гранитов Василий – увольняется за продолжительную неявку
Выпуск 1888 года Нормальный класс С правом поступления в 1 класс Духовной Семинарии: Разряд 1: Гранитов Василий
Иван (видимо, Васильевич)
Выпуск 1890 года Гранитов Иван – оставляется на повторительный курс
Выпуск 1891 года Нормальный класс Разряд 1: Гранитов Иван
http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/ryazandu.html
Гранитов Иван
1907/08 – РанДУ – II класс – разряд первый – переведен в III класс.
1908/09 – РанДУ – III класс – назначена переэкзаменовка по греч. языку и церк. пению.
1909/10 – РанДУ – IV класс – Разряд второй – окончил полный курс.
Алфавитный список учащихся духовных училищ Рязанской епархии (1907/08 – 1915/16 учебные годы) Автор: Строителев В. В.
Рязанская духовная семинария
В Рязанской духовной семинарии изучались следующие предметы: богословие, философия, риторика и пиитика, славянороссийская грамматика, латинская грамматика, греческий язык, французский язык, немецкий язык, еврейский язык, история, география, математика, физика, архитектура, живопись.
В 1910 году Рязанскую Духовную семинарию окончил другой Иван Гранитов, видимо, внук Михаила.
Было бы любопытно взглянуть сюда:
Григоров, Александр Александрович.
Материалы ландратской переписи 1715-1717 гг. и I-й ревизии 1718-1724 гг. по городам Рязанской области [Текст] / [Григоров Александр Александрович, Григоров Александр Игоревич]. - Москва; [Б. м.], 2016-. - 30 см.
Город Ряжск и его слободы. - 2016. - 106 с.; ISBN 978-5-93646-288-7 : 30 экз.
Город Ряжск и его слободы. - 2016. - 106 с.
Пофамильные указ.: с. 100-105
Шифр хранения:
FB 12 17-3/7
FB 12 17-3/8
1-я перепись города Ряжска 1719-1724 гг.
• Рязань, 2010 г.
• Работа с 2008 по 2009 гг. в РГАДА (Москва)
• Около 4 500 имён
• Материалы и исследования по рязанскому краеведению, т. 29. ISBN 978-5-85057-621-3
Ревизские сказки ГАРО РЯЖСКИЙ УЕЗД:
священнослужители
1782 (IV ревизия)
- оп. 1 д. 29 св. 23
1795 (V ревизия)
- оп. 7 д. 67 (111) св. 132
1834 (VIII ревизия)
- оп. 32 д. 179 св. 558
|