Содержание
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Москва, НКПС
 
 
 
Здание народного комиссариата путей сообщения
Дата постройки:1929-1934 
http://sovarch.ru/catalog/object/125/
Архитектор Фомин И.А.
Фото Лоскутова.
 
 
 
 
 
ВСЯ МОСКВА Адресно-справочная книга 1936г.
 

 

   
 

 
 
 
 

Новая Басманная ул. 30-е годы.
 

 

 
 
Ильина Л. Л.
Мой отец против НКВД
ВОПРОС: Зачитываю вам показание обвин. Луга, который изобличает вас в незаконном расходовании государственных средств. Дайте показание по данному вопросу.
ОТВЕТ: Показание Луга ложно и неверно. Никаких перерасходов на вредительские цели, как показывает Луга, не было. В 1934 и 1935 г. были перерасходы по земляному полотну и реконструкции пути, вследствие значительного перевыполнения разрешенного НКПС объема работ. Это было сделано с согласия ЦУП и по представлению отчеты были признаны НКПС правильными. Необоснованного и неоправданного перерасхода за 1936 г. также не было и отчет после проверки ЦП, ЦОН и ЦФ был НКПС санирован.
 
 
Яроцкий Алексей Самойлович (1908-1983) инженер-путеец, ученый-экономист
Золотая Колыма. – Железнодорожный : Изд-во РУПАП, 2003. – 168 с.
    "В 1935 году я работал в Центральном управлении вагонного хозяйства НКПС начальником сектора оперативного учета и планирования. Индустриализация и создание тяжелой металлургии требовали огромных материальных ресурсов и в первую очередь - металла. В царской России железнодорожный транспорт потреблял около 40% черных металлов, производимых в стране, а в эпоху первых пятилеток металла ему не хватало, он сидел на голодном пайке, что стало основой серьезных трудностей. К середине 30-х годов грузооборот железных дорог превышал дореволюционный в 3-4 раза, а основные средства были лишь ненамного больше, чем в 1913 г. Транспорт работал с перегрузкой. В годы, когда наркомом путей сообщения был Я. Э. Рудзутак, из этого положения пытались выйти путем рационализации, ввели так называемую обезличенную езду на паровозах, японский метод ремонта и т. д., но успеха эти новшества не имели, а в ряде случаев принесли даже вред. При наркоме А. А. Андрееве транспорт стал сдерживать развитие всего народного хозяйства и на него бросили, как тогда говорили, любимца Сталина - Лазаря Моисеевича Кагановича, чтобы вывести из прорыва, поднять, закрепить и т. д. В те времена происходили такие телефонные разговоры с начальниками дорог: На Макеевском заводе на два дня кокса и руды. Если завод остановится, вы будете расстреляны как вредитель. Наше учреждение на Ново-Басманной улице напоминало штаб во время большого сражения. Всю ночь бессонно светились окна, и если я попадал домой в 12 или в 1 час ночи, то считал вечер спокойным. Транспорт работал с огромным напряжением, из создавшегося положения нужно было найти выход. Весной 1935 г. группа научных сотрудников Института эксплуатации железнодорожного транспорта написала в газету "Правда" статью, содержавшую оценку состояния железнодорожного транспорта и перспективы его развития. В качестве программного положения высказывалась мысль о том, что наш железнодорожный транспорт работает "на пределе своих возможностей" и имеет на один километр пути большую грузонапряженность, чем на железных дорогах США. Авторы видели выход в комплексной реконструкции всех элементов железнодорожного хозяйства, что требовало многомиллиардных вложений и огромных материальных ресурсов. "Правда" статью не напечатала, но переслала ее Кагановичу, требовались санкция и мнение наркома. 
    Каганович собрал расширенную коллегию наркомата, где предложил выступить ученым, подписавшим статью в "Правду" (Нойштадт, Васильев, Кудреватый и др.). Чтобы придать непринужденный характер заседанию, велел подать чай. Авторы статьи стали говорить в духе своего основного положения о необходимости реконструкции. Потом Каганович попросил высказаться своим замам и членам коллегии. Более хитрые выкручивались по принципу "с одной стороны - с другой стороны", другие же полностью поддержали ученых. Резюме в речи Кагановича было уничтожающим. Его основной тезис - не реконструкция, а энтузиазм масс и стахановское движение. Обращаясь к директору института, он гремел: Ну, эти старики, буржуазные ученые, чего от них ждать? А ты, советский теленок, от какой матки молока насосался? В результате появился грозный приказ: всех старых профессоров (Кудреватого, Васильева и др.) отослать на пенсию, а более молодых, перевести на дороги, на низовую работу. Было это в начале 1935 г., а осенью все эти лица были арестованы. Началась эпоха борьбы с "предельщиками."
    Те, кто поднял вопрос о реконструкции транспорта, были объявлены Кагановичем "штабом борьбы со стахановским движением". В газетах развернулась политическая компания, Каганович сделал об этом доклад в ЦК партии. Короче говоря - нужны были враги и их нашли. Задуман был процесс типа "промпартии", но без связи с заграницей. Схема была такова: научные работники института - это идейные руководители, работники министерства - исполнители их подрывных идей, а на периферийных дорогах - пособники саботажа и вредительства. Почему именно я попал в среднее звено этой схемы - до сих пор не знаю. Кто составил список "пределыциков" - тоже не знаю.
    Было нас человек девять-десять: Бреус, Хорол. Беккер, Каганов, Кропп, Липский, Байвель, Райцелис, Яроцкий. Я долгое время работал с Бреусом и Хоролом, а остальных почти не знал, все это были молодые специалисты, проработавшие пять-шесть лет после окончания вузов и в основном связанные с научно-исследовательским институтом. Несомненно, многие из них могли бы стать крупными работниками и оставить след в науке и железнодорожном деле, если бы не угодили в "предельщики."
    В начале ноября в час ночи ко мне постучали и моя тихая комната наполнилась людьми. Обыск длился всю ночь. Под утро приехал какой-то ответственный чекист, как я потом узнал - начальник транспортного отдела НКВД Грач. Он в коридоре поговорил со старшим из делавших обыск и уехал. После этого мне предъявили ордер на обыск, и все уехали. Долго сидели мы с женой на диване, обнявшись, и глядя на гору разбросанных книг и вещей, думали, - пронесло грозовую тучу: вот проверили, ничего не нашли, значит, все в порядке. Потом я узнал, что обыском руководил некто Синегубов, он после войны был заместителем министра путей сообщения. Когда после XX съезда в Москве стали появляться реабилитированные, к подъезду МПС подошел человек и, выждав появление Синегубова, садившегося в ЗИС, подбежал к этому деятелю и плюнул ему в лицо. Человека схватили, он оказался одним из "клиентов" Синегубова по 1937 г. - бывшим начальником службы Московско-Казанской железной Дороги. Когда стали разбираться, то установили, что Снегубов после его ареста и высылки его жены въехал в его квартиру, присвоив чужое имущество. Синегубову дали два года или три, то есть преступлением признали не арест ни в чем неповинного человека, а незаконное присвоение чужого имущества... Утром на работе в министерстве я узнал, что обыски были у многих, но никого не взяли. Чувство страха и обреченности не проходило. В тот день в Большом театре был вечер в честь стахановцев-железнодорожников, пошел и я.
    Шла опера "Садко". Рядом со мной в ложе сидел военный с тремя ромбами (генерал) и значком десятилетия ЧК на груди. Это был начальник отдела мест заключения Попов. Я не мог себе представить, что через две недели увижу своего соседа по ложе в одиночной камере внутренней тюрьмы на Лубянке. Он зашел в камеру со свитой и спросил, есть ли претензии?.. Не сиделось мне в театре, и я пошел домой. Шел пешком на Страстную площадь и любовался вечерней Москвой, не подозревая, что увижу ее снова только через 19 лет. Долго мы с женой обсуждали вчерашний обыск и только легли спать, как опять постучали. На этот раз все было ясно сразу: "ничего не нужно, там все есть, пойдемте." Во дворе ждал "фордик", и мы поехали на Лубянку. На всю жизнь запомнился крик жены, когда выводили из комнаты."
----------------------
Рудзутак Э.Я. (1887-1938) Политический и государственный деятель. Репрессирован.
Каганович Л.М. (1893-1991) Политический деятель.
 
1908. — Родился в Москве. Обучение в школе, затем в Московском институте инженеров транспорта (МИИТ), там же работа преподавателем. Переход на работу в систему Наркомата путей сообщения (НКПС).
1935. — Работа в должности начальника сектора Центрального управления вагонного хозяйства НКПС.
1935, весна. — Начало борьбы с «предельщиками», считавшими, что для преодоления перегрузок на железнодорожном транспорте необходима рационализация и реорганизация, а не просто трудовой энтузиазм.
1935, 9 ноября. — Обыск дома, длившийся всю ночь. На следующий день арест.


 

 

Площадь Курского вокзала, 1940 год.
http://retromosfoto.ucoz.ru/photo/44-0-1363
 
Арнольдов Арон Маркович Год рождения1894
Национальность еврей
Уроженец г. Бара Подольской губ.
Место проживания г. Воронеж
Образование высшее
Партийность член ВКП(б)
Род занятий начальник Юго-Ваосточной ж.д.
Арестован16 января 1937 года
Осужден Военной коллегией Верховного cуда СССР
По обвинению в участии в антисоветской троцкистской террористической и шпионско-диверсионной организации
Приговорен к расстрелу3 сентября 1937 года
Приговор приведен
в исполнение 3 сентября 1937 года
Реабилитирован 20 октября 1956 года, определением Военной коллегии Верховного суда СССР
Место захоронения Донское кладбище, могила 1

Место хранения дела Центральный архив ФСБ России
 
В 1933-1936 годах – начальник Вагонного управления, заместитель и начальник Центрального управления эксплуатации НКПС.
 
 
 
 
Некрытый Николай Петрович. Род.1897, г.Ромны Харьковской обл. УССР; украинец, член ВКП(б), обр. высшее, начальник Центрального управления движения НКПС СССР, прож. в Москве: Песочный пер., д.3, кв.17.
Арест. 20.11.1937. Приговорен ВКВС СССР 7.02.1938 по обв. в участии в к.-р. террористической организации. Расстрелян 8.02.1938. Реабилитирован 21.03.1956.
 
Гайстер Семен Израилевич. Род.1901, г.Бобруйск; еврей, член ВКП(б), обр. высшее, начальник грузового управления НКПС СССР, прож. в Москве: ул.Серафимовича, д.2, кв.98.
Арест. 4.09.1937. Приговорен ВКВС СССР 7.02.1938 по обв. в участии в к.-р. террористической организации. Расстрелян 8.02.1938. Реабилитирован 30.05.1956.


Из воспоминаний И.А. Шихеева-Гайстер:
Семен Израилевич ГАЙСТЕР (1901-1938) Мой дядя, Семен Израилевич Гайстер, родился в семье ремесленника в г. Бобруйске (черта оседлости). Семья была большая, 6 человек детей, поэтому до определенного возраста дети занимались "самообразованием" дома. Семен начал учиться в Коммерческом училище с 4-го класса. Учился хорошо. Был толковым и очень трудолюбивым. Очень хорошо рисовал, но учиться живописи не стремился.
В 1920 году Семен приехал в Москву, поступил на факультет журналистики и одновременно стал рабкором газеты "Правда". В 1920 г. вступил в ряды ВКП(б). В 1922 г. он был откомандирован в Донецк, в газету "Донецкая Правда", где проработал год.
Закончив Институт журналистики, он поступил в Плехановский институт. После редакции газеты "Правда" он работает в газете "Гу-док", где в это время работала группа блестящих одесситов во главе с Ильфом и Петровым, Михаилом Кольцовым и др. Из "Гудка" Семен попадает в НКПС, а в 1935 г. становится начальником планового от-дела.
Послужной список: 1931-33 гг. - НКПС; середина 1933 г. - ап-рель 1935 г. - транспортный отдел ЦК; апрель 1935 г. - август 1937 г. - НКПС. В марте 1937 г. Семена назначают начальником грузового управления, награждают орденом Ленина. А в августе 1937 года он снят с работы и 9 сентября 1937 года арестован.
Допрашивали Семена очень тяжело. Протокол одного из допросов составляет 64 страницы печатного текста. Допрос вели двое. Один из следователей, капитан Синегубов, имел четырехклассное образование; у Семена два высших. (Синегубов в дальнейшем был арестован и на следствии назвал фамилии людей, которых бил).
Суд состоялся 6 февраля 1938 года. Продолжался 15 минут. Семен был приговорен к расстрелу.
Жена С.И. Гайстера, врач Фаина Сауловна Гайстер-Минскер, была арестована как ЧСИР и отсидела в лагере 8 лет.
Сын Игорь, 1925 года рождения, погиб от пелланры в эвакуации в г. Фергане.
С.И. Гайстер и Ф.С. Гайстер-Минскер реабилитированы в 1954 г. за отсутствием состава преступления.
И.А. Шихеева-Гайстер
http://museumdom.narod.ru/bio01/gais.html

http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_pagesd401.html?Key=16869&page=264
Билик Павел Борисович
Год рождения 1893 
Национальность еврей
Уроженец г. Евпатория
Место проживания г. Москва,ул Серафимовича,д.2 (Дом правительства),кв.59
Образование среднее
Партийность член ВКП(б)
Род занятий заместитель Наркома путей сообщения СССР
Арестован 8 сентября 1937 года
Осужден Военной коллегией Верховного суда СССР
По обвинению в участии в антисоветской диверсионно-террористической организации

Приговорен к расстрелу 22 марта 1938 года
Приговор приведен в исполнение 22 марта 1938 года
Реабилитирован 8 декабря 1956 года, определением Военной коллегии Верховного суда СССР
Место захоронения Бутово-Коммунарка
Место хранения дела Центральный архив ФСБ России

http://www.sakharov-center.ru/asfcd/martirolog/?t=page&id=3549
 
Красозов Георгий Моисеевич Родился в 1895 г., Донецкая обл., Мариупольский р-н, с. Мангуш; русский; образование высшее; член ВКП(б); зам. начальника Центрального грузового управления Наркомата путей сообщения СССР. Проживал: Москва, ул. Грузинский Вал, д. 26, кв. 122.
Арестован 13 декабря 1937 г.
Приговорен: ВКВС СССР 26 апреля 1938 г., обв.: шпионаже.
Расстрелян 26 апреля 1938 г. Место захоронения - Московская обл., Коммунарка. Реабилитирован в сентябре 1956 г. ВКВС СССР Источник: Москва, расстрельные списки - Коммунарка
http://lists.memo.ru/d18/f181.htm
 
 
Подчепаев Василий Иванович Родился в 1904 г., Московская обл., пос. Егорьевск; русский; образование высшее; член ВКП(б); начальник Управления сигнализации и связи Наркомата путей сообщения СССР. Проживал: Москва, ул. Новая Басманная, д. 4/6, кв. 189.
Арестован 20 ноября 1937 г.
Приговорен: ВКВС СССР 8 января 1938 г., обв.: участии в к.-р. террористической организации.
Расстрелян 8 января 1938 г. Место захоронения - Московская обл., Коммунарка. Реабилитирован 7 июля 1956 г. ВКВС СССР Источник: Москва, расстрельные списки - Коммунарка
 
Буянский Николай Константинович. Род.1892, г.Ленинград; русский, чл.ВКП(б), обр.среднее, нач.сектора капитального строительства вагонного управления Народного комиссариата путей сообщения, прож.: г.Москва, ул.3-я Тверская-Ямская, 12-68.
Арест. 10.09.1936. Приговорен ВКВС 3.09.1937, обв.: участие в антисоветской к.-р. организации. Расстрелян 3.09.1937. Реабилитирован 29.06.1957.
 
Оренбургская железная дорога                                                                           Ж/Д им. Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО
Поиск
Copyright "Волостной писарь" © 2024