|
Макет коломенки.
|
ВЕРХОВЫЕ СУДА
Коломенки, барки и полубарки не отличаются от тех, которые описаны в числе низовых судов. Разница состоит только в количестве перевозимого груза, так как при передвижении вверх от Рыбинска уже не судно, но вода располагает грузом. В этой связи определена и мера грузу: не более 15 вершков осадки судна, а нередко случается, что в августе и сентябре по причине открывающихся мелей ограничение доходит до 8 вершков (1 вершок = 4,5 см.). Поэтому коломенки и барки поднимают от 3 000 до 6 000, а полубарки от 2 000 до 4 000 пудов. Ходят они до С-Петербурга без возврата. ЛОДКИ
В зависимости от места своего построения имеют 4 названия: вышневолоцкие, соминские, тихвинские и белозерские. Все – круглодонные, а последние – с килем. Первые три вида лодок ничем друг от друга не отличаются, разве что тихвинские имеют на корме небольшую круглую палубу, а вышневолоцкие и соминские палубы не имеют; длина у всех от 7 до 10 , а ширина до 3 саженей. На воде имеют осадку без груза – от 4 до 6 вершков, с грузом – от 10 до 14 вершков. Товары отвозят по Волге, Чагоде и Горюне до Соминской пристани. Грузоподъемность – от 700 до 1000 пудов. Срок службы: 3-4 года.
Для удобства понимания текста мы приводим таблицу старинных мер и веса
1 пуд = 16,38 кг.
1 сажень = 3 аршина = 2,133 метра
1 вершок = 4,5 см
1 верста = 1060 метров
Что же касается лодок белозерских, то они имеют особенное от всех волжских судов строение. Белозерские лодки по оснастке паруса и всего такелажа напоминают несколько уменьшенные галиоты. Длина их – от 8 до 12 саженей, ширина по палубе – от 2 до 3 саженей, осадка без груза – от 10 до 14 вершков, с грузом – от 1,5 до 2 аршин. Товары отвозят по Шексне до Белого озера и в его окрестности. Тяжести поднимают большие, не меньше, чем барки, а малые белозерские лодки – как полубарки. Срок службы – от 6 до 8 лет.
Кроме того, с 1809 года с Белого озера в Рыбинск стали приходить суда по величине и по конструкции мало уступающие галиотам Ладожского озера, хотя их пока еще немного. Построены они для сообщения между С-Петербургом и Рыбинском посредством Мариинского канала. МЕСТО СТРОЕНИЯ
Колменки строятся в низовьях Волги, соминские и тихвинские лодки – при Соминской пристани; вышневолцкие – в Твери и Вышнем Волочке; белозерки – на Белом озере, а барки и полубарки – по Волге, Мологе и Шексне выше Рыбинска.
Нельзя сказать, что в Рыбинске суда совсем не строятся, но тот факт, что строится их очень мало объясняется тем, что большинство жителей Рыбинска занимается торговлей, кроме того, в городской черте нет удобных мест для постройки судов. Именно поэтому, городские промышленники, если надумали построить судно, заказывают их по рекам Волге и Шексне у местных жителей. Тем не менее, барок по двести в год в Рыбинске строится. Однако, большая часть идет не на продажу: многие из купцов, построив их, отпускают со своими товарами.
Главные места, где строятся суда и оттуда пригоняются порожними на вольную продажу к городу Рыбинску: по Волге – около села Сменцево в деревнях Мусина-Пушкина, по Мологе – по ее берегам, а также по берегам впадающей в нее реки Сити, по Шексне – от города Череповца вверх до Белого озера. Верховые барки и полубарки в Рыбинске называются соответственно: Рыбинские, Сменцевские, Ситские и Белозерские.
Строятся они в первых трех местах из помещичьих лесов, а в последнем, то есть по берегам Шексны и Белого озера, по большей части из лесов казенных. Лес на их построение используется сосновый. ХОД
Тянут барки и полубарки по всем рекам вверх от Рыбинска бичевою не бурлаки, а лошади: весной барку тянут 10 лошадей, полубарку – 7, в другое время – барку тянут 9, а полубарку – 6 лошадей. При лошадях у барок – по 3, а у полубарок – по два человека рабочих, называемых коневодами. Кроме того, на каждом судне один лоцман и два водолива.
Но в самую полную воду движение судов от Рыбинска до села Коприна (верст на 45) значительно затрудняется. Это связано с тем, что вода выходит в леса, и ни людям, ни лошадям по берегу пройти практически невозможно. Барки тогда идут завозом на якорь или на шестах. Соответственно и плата за эти трудные 45 верст составляет от 60 до 120 рублей с барки и от 40 до 80 рублей с полубарки. А людей становится на барки по 18, а на полубарки – по 12. Впрочем, весной от Коприна, а в другие времена прямо от Рыбинска, судовой ход на барках и полубарках всегда производится на лошадях, но не далее, как по Волге до Твери, по Мологе – до устья Чагоды, или до города Устюжны, по Шексне – до Крохина. Паруса, кроме как на мелких лодках, нигде не используются.
Коломенки, барки и полубарки не отличаются от тех, которые описаны в числе низовых судов. Разница состоит только в количестве перевозимого груза, так как при передвижении вверх от Рыбинска уже не судно, но вода располагает грузом. В этой связи определена и мера грузу: не более 15 вершков осадки судна, а нередко случается, что в августе и сентябре по причине открывающихся мелей ограничение доходит до 8 вершков (1 вершок = 4,5 см.). Поэтому коломенки и барки поднимают от 3 000 до 6 000, а полубарки от 2 000 до 4 000 пудов. Ходят они до С-Петербурга без возврата. ЛОДКИ
В зависимости от места своего построения имеют 4 названия: вышневолоцкие, соминские, тихвинские и белозерские. Все – круглодонные, а последние – с килем. Первые три вида лодок ничем друг от друга не отличаются, разве что тихвинские имеют на корме небольшую круглую палубу, а вышневолоцкие и соминские палубы не имеют; длина у всех от 7 до 10 , а ширина до 3 саженей. На воде имеют осадку без груза – от 4 до 6 вершков, с грузом – от 10 до 14 вершков. Товары отвозят по Волге, Чагоде и Горюне до Соминской пристани. Грузоподъемность – от 700 до 1000 пудов. Срок службы: 3-4 года.
Для удобства понимания текста мы приводим таблицу старинных мер и веса
1 пуд = 16,38 кг.
1 сажень = 3 аршина = 2,133 метра
1 вершок = 4,5 см
1 верста = 1060 метров
Что же касается лодок белозерских, то они имеют особенное от всех волжских судов строение. Белозерские лодки по оснастке паруса и всего такелажа напоминают несколько уменьшенные галиоты. Длина их – от 8 до 12 саженей, ширина по палубе – от 2 до 3 саженей, осадка без груза – от 10 до 14 вершков, с грузом – от 1,5 до 2 аршин. Товары отвозят по Шексне до Белого озера и в его окрестности. Тяжести поднимают большие, не меньше, чем барки, а малые белозерские лодки – как полубарки. Срок службы – от 6 до 8 лет.
Кроме того, с 1809 года с Белого озера в Рыбинск стали приходить суда по величине и по конструкции мало уступающие галиотам Ладожского озера, хотя их пока еще немного. Построены они для сообщения между С-Петербургом и Рыбинском посредством Мариинского канала. МЕСТО СТРОЕНИЯ
Колменки строятся в низовьях Волги, соминские и тихвинские лодки – при Соминской пристани; вышневолцкие – в Твери и Вышнем Волочке; белозерки – на Белом озере, а барки и полубарки – по Волге, Мологе и Шексне выше Рыбинска.
Нельзя сказать, что в Рыбинске суда совсем не строятся, но тот факт, что строится их очень мало объясняется тем, что большинство жителей Рыбинска занимается торговлей, кроме того, в городской черте нет удобных мест для постройки судов. Именно поэтому, городские промышленники, если надумали построить судно, заказывают их по рекам Волге и Шексне у местных жителей. Тем не менее, барок по двести в год в Рыбинске строится. Однако, большая часть идет не на продажу: многие из купцов, построив их, отпускают со своими товарами.
Главные места, где строятся суда и оттуда пригоняются порожними на вольную продажу к городу Рыбинску: по Волге – около села Сменцево в деревнях Мусина-Пушкина, по Мологе – по ее берегам, а также по берегам впадающей в нее реки Сити, по Шексне – от города Череповца вверх до Белого озера. Верховые барки и полубарки в Рыбинске называются соответственно: Рыбинские, Сменцевские, Ситские и Белозерские.
Строятся они в первых трех местах из помещичьих лесов, а в последнем, то есть по берегам Шексны и Белого озера, по большей части из лесов казенных. Лес на их построение используется сосновый. ХОД
Тянут барки и полубарки по всем рекам вверх от Рыбинска бичевою не бурлаки, а лошади: весной барку тянут 10 лошадей, полубарку – 7, в другое время – барку тянут 9, а полубарку – 6 лошадей. При лошадях у барок – по 3, а у полубарок – по два человека рабочих, называемых коневодами. Кроме того, на каждом судне один лоцман и два водолива.
Но в самую полную воду движение судов от Рыбинска до села Коприна (верст на 45) значительно затрудняется. Это связано с тем, что вода выходит в леса, и ни людям, ни лошадям по берегу пройти практически невозможно. Барки тогда идут завозом на якорь или на шестах. Соответственно и плата за эти трудные 45 верст составляет от 60 до 120 рублей с барки и от 40 до 80 рублей с полубарки. А людей становится на барки по 18, а на полубарки – по 12. Впрочем, весной от Коприна, а в другие времена прямо от Рыбинска, судовой ход на барках и полубарках всегда производится на лошадях, но не далее, как по Волге до Твери, по Мологе – до устья Чагоды, или до города Устюжны, по Шексне – до Крохина. Паруса, кроме как на мелких лодках, нигде не используются.
ВОЗВРАТ СУДОВ
Из всех судов, отправляющихся от Рыбинска вверх по Волге, Мологе и Шексне, назад не сплавляются только барки и полубарки, особенно после того, как пройдут Вышний Волочек и Мариинский канал. Легкие лодки до Волочка, до Соминской пристани и до Крохи ходят по два – три раза, на зиму возвращаясь до мест своих промышленников.
Из всех судов, отправляющихся от Рыбинска вверх по Волге, Мологе и Шексне, назад не сплавляются только барки и полубарки, особенно после того, как пройдут Вышний Волочек и Мариинский канал. Легкие лодки до Волочка, до Соминской пристани и до Крохи ходят по два – три раза, на зиму возвращаясь до мест своих промышленников.
Павел Павлов
«Описание города Рыбинска»
Издание Д.Золотарева, 1910г.
автор неизвестен
«Описание города Рыбинска»
Издание Д.Золотарева, 1910г.
автор неизвестен
"Где Ермаку пути искати?
Путя ему искать по Серебряной реке.
…По Серебряной пошли, до Журавля дошли.
Поставили они тут лодки-коломенки.
На той Баранчукской переволоке,
Одну тащили, да надселись,
Там ее и покинули.
И в то время увидели Баранчук - реку,
Обрадовались, понаделали баты сосновые
И лодки набойницы”.
Путя ему искать по Серебряной реке.
…По Серебряной пошли, до Журавля дошли.
Поставили они тут лодки-коломенки.
На той Баранчукской переволоке,
Одну тащили, да надселись,
Там ее и покинули.
И в то время увидели Баранчук - реку,
Обрадовались, понаделали баты сосновые
И лодки набойницы”.
Это фрагмент песни о Ермаке - небольшой образец большого пласта песенного фольклора народов Сибири и Урала о Ермаке. В этом фрагменте достаточно точно описан путь Ермака с Урала в Сибирь”. http://www.vspu.ac.ru/~mog/interex/perm/
Судоходство на Волге началось задолго до появления Саратова. Уже с шестнадцатого века здесь ходили всевозможные посудины с названиями странными и романтичными: струги, насады, клади, каторги, неводники. На смену тем судам пришли не менее чудные расшивы, беляны, гусляны, мокшаны, а также тихвинки и коломенки.
Расшивы, например, были суда большие, крепкие и, более того, имели палубу, что в допароходную эпоху встречалось нечасто. Коломенки были беспалубными, но зато имели двускатную крышу. Мокшаны тоже были с крышей, от коломенки же отличались этакой "каютой” в центре судна. Все это хозяйство украшалось затейливой резьбой и росписью.
А беляны – так и вовсе не суда в широком смысле слова, а скорее просто-напросто дрова. Собственно и делали беляны именно для перевозки дров, точнее, леса. Сколачивали корпус этого оригинальнейшего транспортного средства из хороших бревен, но в отличие от прочих судов бревна не смолили. А по прибытии беляны к месту назначания ее сразу же раскурочивали и полученные стройматериалы присоединялись к продаваемому лесу. Выходило, что дрова возят себя самостоятельно.
Работали старинные суда на силе человеческой. Однако в основном не весельной, как где-нибудь на реках Средиземноморья, а иной – бурлацкой. И раздавались над берегом крики дикарские, зычные:
Расшивы, например, были суда большие, крепкие и, более того, имели палубу, что в допароходную эпоху встречалось нечасто. Коломенки были беспалубными, но зато имели двускатную крышу. Мокшаны тоже были с крышей, от коломенки же отличались этакой "каютой” в центре судна. Все это хозяйство украшалось затейливой резьбой и росписью.
А беляны – так и вовсе не суда в широком смысле слова, а скорее просто-напросто дрова. Собственно и делали беляны именно для перевозки дров, точнее, леса. Сколачивали корпус этого оригинальнейшего транспортного средства из хороших бревен, но в отличие от прочих судов бревна не смолили. А по прибытии беляны к месту назначания ее сразу же раскурочивали и полученные стройматериалы присоединялись к продаваемому лесу. Выходило, что дрова возят себя самостоятельно.
Работали старинные суда на силе человеческой. Однако в основном не весельной, как где-нибудь на реках Средиземноморья, а иной – бурлацкой. И раздавались над берегом крики дикарские, зычные:
– Отдавай!
– Не засаривай!
– Засобачивай!
– О-го-го-го!
– Не засаривай!
– Засобачивай!
– О-го-го-го!
А также пресловутая "Дубинушка”.
Самой же замысловатой была песенка про пуделя. Точнее, про двух пуделей – про белого и черного. Если артель бурлаков уставала, то подбадривалась следующими загадочными строками:
Белый пудель шаговит, шаговит…
Черный пудель шаговит, шаговит…
Почему именно пудель – бурлаки не знали сами. И почему вообще собака – тоже, разумеется, не знали. Более того, они даже не знали, что такое пудель. Думали, что этакий бурлацкий бог, но уж никак не "пес смердящий”.
Составить с бурлаками "договор” было особое искусство. Следовало в нем предусмотреть огромное количество возможных неожиданностей. Вот, например, один из документов, излагающих "права и обязанности” обеих сторон:
"Убрать как следует к плаву, сплавить вниз рекою Волгою до колонии Баронского к показанным амбарам, из коих по уделании нами мостков нагрузить пшеницей, как хозяину угодно будет, по нагрузке же и по-настоящему убравшись, взвести одну расшиву вверх, рекою Волгою до Ниж. Новгорода с поспешностью, не просыпая утренних и вечерних зорь, в работе определить нас на каждую тысячу пудов груза по три с половиною человека кроме лоцмана… Если же с судном последует несчастье и не будет возможности спасти оное, то обязаны мы немедленно оное подвести к берегу, воду из оного отлить, кладь выгрузить на берег, подмоченное пересушить и обратно в то или другое судно нагрузить и следовать по-прежнему… При этом обязаны мы иметь на судне крайнюю осторожность от огня и для того табаку на судах отнюдь не курить, от нападения воров защищаться и до грабежа не допускать, судно и хозяина днем и ночью оберегать… По приходе в гор. Нижний судно поставить, припасы пересушить, убрать, куда приказано будет, потом, получа паспорта и учинив расчет, быть свободным”.