О дьячках и пономарях
"Почему я должен кому-то лгать? Что я не главный инженер? А я главный инженер!"
Володин. Пять вечеров.
Художник Владимиров. На уроке грамоты у дьячка. 1913г.
По переписи 1858г. мой пра-прадед - пономарь, пономарский сын, а его отец - пономарь, дьячковский сын. В той же переписи иерархия такая: Священник-диакон-дьячек-пономарь. В чем разница?
После многочисленных попыток выяснить, в чем обязанности дьячка отличались от обязанностей пономаря пришлось прийти к такому вот выводу - видимо, ничем. Оба они были церковнослужителями низшего разряда. Согласно многочисленным источникам в "штатное расписание" клира в 18-м и до середины 19-го веков входили и те, и другие. Пономари всегда - после дьячков. И получали, в большинстве случаев, меньше. Будь источником дохода государство или прихожане, принцип был неизменным - пономари получали меньше.
"...выдавать постоянное жалованье протоиерею 200 р., священникам по 150, дьяконам по 100, дьячкам по 75, пономарям по 30, взимая эту сумму с граждан по расположению вместе с сбором на городские повинности".
Цифры могли меняться, но пономари получали меньше. А вот про разделение обязанностей не удалось найти ничего. Церкви были разные (большие и маленькие, побогаче и победнее), люди были разные. Все - как везде.На моей первой работе механик 6-го разряда и старший кварцедув делали одно и то же. Одну и ту же работу выполняли младший научный сотрудник и инженер. Но получали все согласно штатному расписанию. Думаю в церкви все было, приблизительно, так же.
В 18-м веке еще можно было попасть из пономарей прямо в священники. Но к середине 19-го чтобы попасть из пономарей в дьячки нужно было, видимо, пересидеть дьячка. О дьячке Троицкой церкви согласно переписи 1858г. читаем:
дьячек Филипп Александров Востоков пономарский сын 41лет
Вдов от 2-го брака
У него дети 1-го брака Феодор 19
2-го брака Анна 8, Евдокия 6, Иоанн 4 (в 1870-м Иван Востоков заканчивает 3-й класс Рязанского духовного училища)
1869 (Михаилу Гранитову - 41 год, Филиппу Востокову -52 года) - По новым штатам нормальный притч состоял из священника и псаломщика. Второй священник и второй псаломщик, допускались в исключительных случаях, а диаконы вообще исключались из приходских причтов и могли служить лишь на вакансии псаломщика или без казенного оклада, на попечении прихожан. Теперь понятно почему в 1880г. причт Троицкой церкви: священник, диакон на вакансии заштатного псаломщика и заштатный пономарь.
Из ответа монаха Маркелла
“Дьячки (позднее они стали называться псаломщиками) исполняли послушание на клиросе — пели и читали. Они были грамотными, знали богослужебный устав, имели (как правило) хорошие голоса. А пономари помогали священнику во время службы — готовили кадило, зажигали лампады, убирались в алтаре.”
И, все таки, остались вопросы:
что означает "духовное звание - дьячковский сын" в середине 19-го века?
Источники : профессор Петр Васильевич Знаменский (27.03.1836–02.05.1917) Приходское духовенство в России со времени реформы Петра