Содержание
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Гранитов Иван Михайлович (20.06.1875 - 12.02.1921)

Протоиерей Иоанн Гранитов с женой Марией и детьми.

Фотография из книги «Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие: книга-альбом» (Авт-сост. Л.А. Головкова и др. – М.: «Лето». 2008).
https://drevo-info.ru/articles/14551.html      https://drevo-info.ru/articles/14548.html    
(...достоверно установлено по следственному делу (СГА ИАЦ ДП г. Алматы Ф.20. Д.012354) и расстерльному списку (ЦГА Алматинской обл. Ф.772, оп.1. Д.9. Л.17), что священник И.М. Гранитов арестован 11.02.1921 г., и в ту же ночь расстрелян
Составил справку Иеромонах Иаков (Воронцов), секретарь Комиссии по канонизации святых митрополичьего округа в Республике Казахстан  11.08.2019 г.  

"У вдовы священника Гранитова опись имущества заняла три страницы, никаких излишеств не было, помимо стандартных чашек-ложек: «2 рванные скатерти, кофейник поломанный, 8 старых дамских панталон…» В конце описи расписка Марии Гранитовой от 26.07.1921 г., о том, что она обязуется сохранять описанное имущество, кроме одежды, которую носят она и дети."

 


Список граждан расстрелянных в ночь с 11-го на 12-е февраля 1921 года . Гранитов Иван Михайлович, священник, ст. Талгар
Обвинения:
"контрреволюционных выступлениях против советской власти за все время ее существования в Семиречье, в укрывании запасов хлеба"

"гр. Гранитов категорически отказался давать какие либо сведения  о настроении гр. ст Талгар" - из приговора.

 

 

Постановление №4
1917 года мая первого дня. Мы, нижеподписавшиеся под председательством священника о. Иоанна Гранитова постановили:
выразить желание созыва в ближайшее время Епархиального съезда. Мотивы к сему таковы: общей жизни церкви: а) переустройство 
всей жизни Российского Государства; б) переустройство жизни церкви, - все это вызывает изменение отношений между клиром и миром,
что во всяком случае не по плечу одним местным благочинническим съездам. Ожидаемые же выборы в члены Российского поместного 
церковного собора, где будут не только одни члены клира, но и миряне, - обязывает ознакомиться взаимно и наметить будущих членов собора 
от Туркестанской Епархии....
      На рапорт благочинического съезда от 1 сего мая за № 147, при коем представлены были пропечатанные выше постановления, резолюция 
Его Преосвещенства от 15 того же мая за № 1382, последовала такая "Священник Д. Поливкин с 1 мая с. -г. увольняется от должности благочинного
1-го Верненского уездного округа и вместо него утверждается избранный духовенством и мирянами благочиннический совет в составе председателя
священника И. Гранитова и членов священника П. Меликова, диакона Н. Голышева и старосты Дешевых
. После сего причт и приход Мало станичной
церкви причисляется к градо Верненскому благочинию. ..."
Туркестанские Епархиальные ведомости №11 1917г.

 

До Туркестана

О ряжском духовенстве:

В 1850 на терр. Ряж. у. проживало белого духовенства 154 муж. (в т.ч. 34 — в Ряжске) и 197 жен. (в Ряжске — 48), черного духовенства — 256 муж. и 128 жен.  http://rodnaya-storona.ru/node/666

О Троицкой церкви 

Пятницкий женский монастырь, г. Ряжск. Основан не ранее XVI в. В 1685 описана ветхая деревянная церковь св. великомученицы Прасковии (Параскевы) Пятницы. Монастырь был огорожен. Располагался в Пушкарской слободе. Из-за ветхости и угрозы пожаров в 1687, по указу царей Ивана и Петра Алексеевичей, первосвященник Авраамий повелел монастырскую церковь перенести и устроить монастырь в др. месте. В этом же г. монастырь упразднен.
• Лит.: Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. -Т. 2. Рязань, 1996.

  Ряжск Православный выпуск 1 2006г.

"Приписных церквей нет, но есть старая заштатная Троицкая, постройки 1750 года, крытая железом, без колокольни.
Опись церковного имущества с 1883г., приходно-расходная книга с - (не заполнено – А.И.Г.), копии с метрик с 1780г., обыскная книга с 1902г., писано 36 листов, исповедные книги с 1827г. /…/
В церковной библиотеке 912 томов, церковные деньги и бумаги в порядке, под ключем у старосты."
Клировые ведомости церквей Ряжского уезда 1914г.

 

12 сентября 1897г. был назначен учителем церковноприходской школы с. Крещенские Гаи (В 1906 году в селе было 44 двора.) Ряжского уезда Рязанской губ.

Церковь в с. Крещенские Гаи -  https://sobory.ru/article/?object=17168.

 

 

 

Рукоположен в сан священника к церкви селения Высоково, Чимкентского уезда, Туркестанской епархии, Сыр-Дарьинской области

"Высокое, во многом напоминает российскую деревню с более или менее прохладным летом, суровою, снежною зимою и мятелями."

И. И. Гейер. По русским селениям Сыр-Дарьинской области. (Письма с дороги). Т. I. Чимкентский уезд. — Ташкент, 1893. 

https://rus-turk.livejournal.com/133414.html

 

О гибели Ивана Гранитова

Об этих событиях 1920-1921гг. в Семиреье в Альманахе «Белая гвардия» рассказано так:

"Деятельность бывших анненковцев не осталась незамеченной для ЧК. В группу Бойко был внедрен тайный агент большевиков, и осенью 1920 г., накануне намечавшегося выступления, Бойко и его штаб были арестованы. По станицам прокатилась очередная волна террора, в ходе которого было репрессировано 1800 человек."

Непосредственно о расстрелах в Талгаре рассказано здесь. По представленным документам расстрелы проходили с 11-го Февраля по 20-е Марта 21-го года (согласно спискам). По ночам. Иногда время указано точнее - 1 час ночи. 

      Гибель сщмч. Константина связана названными источниками с арестом сщмч. Иоанна Гранитова. В данном утверждении содержатся три ошибки. Во-первых, достоверно установлено по следственному делу (СГА ИАЦ ДП г. Алматы Ф.20. Д.012354) и расстерльному списку (ЦГА Алматинской обл. Ф.772, оп.1. Д.9. Л.17), что священник И.М. Гранитов арестован 11.02.1921 г., и в ту же ночь расстрелян. Во-вторых, о. Константин к этому времени уже не был диаконом и не служил в Талгаре. В-третьих, документы свидетельствуют, что он жил после мнимой кончины.

Гипотеза: Старожилы г. Талгара Бреусова и Огнистая (записи воспоминаний не выявлены), на которых ссылается источник [4], рассказали о том, что был убит диакон. Имя диакона восстановили по спискам до 1914 г., упустив из виду, что о. Константин был рукоположён во священника и служил в другом месте. Если рассказ старожилов достоверен, значит, 11 февраля 1921 г. в Талгаре был убит другой диакон.

 

Комментарий составителя: К описанию подробностей казни, составленному "по воспоминаниям современников" стоит отнестись осторожно. Его связывают то с Иоанном Гранитовым, то с Константином Зверевым. Документально оно никак не зафиксировано. По документам - все расстрелы проводились ночью. При этом, тот факт, что Иоанн Гранитов категорически отказался давать показания на односельчан, зафиксирован в приговоре. Но это не отмечено ни в одну из известных мне публикаций. Лишь в одной  - опубликован скан приговора. На приговоре указан номер - Постановление №1. Там же опубликован и скан допроса. Его проводил некто Эйхманс. В документе написано - следователь Эйхманс. И слово "следователь" зачеркнуто. Из публикаций о Ф.Эйхмансе - "27 ноября 1920 Ян Петерс обратился к чекистам края с письмом, в котором, в частности, особо подчеркнул «сложность ситуации в Семиречье … Утверждается новый состав коллегии Семиреченской областной ЧК; её председателем по рекомендации Петерса назначается Эйхманс, пробывший в этой должности по июнь 1921." Федор Иванович Эйсман, пред. Семиреченская обл. ЧК ( 11.20- 06.21), арестован 22 июля 1937 в ходе «Чистка внутри НКВД 1937–1938». Обвинён в шпионаже, связях с масонством, в принадлежности к созданной Г.И. Бокием контрреволюционной организации «Единое трудовое братство» и в террористических намерениях. Приговорён решением ВК ВС СССР 3 сентября 1938 к расстрелу и расстрелян в тот же день.

 

Станица Софийская, пос. Талгар.

 

Туркестанские епархиальные ведомости. 1906г. №7

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1908 году вместо ветхого, тесного старого прихода возведен новый – Николаевский. Он построен по проекту потомственного церковного архитектора 
Сергея Константиновича Тропаревского при участии военного инженера 
Якова Антоновича Порошина (очень похож на Свято-Никольскую церковь в городе Верном (Алма-Ата)).

 

 

 

 

Станица Софийская, пос. Талгар. 1930-е гг. Из коллекции Музея Алматы 
В 1858 г. у выхода из горных ущелий Заилийского Алатау переселенцы из Западной Сибири основали Софийскую и Надеждинскую станицы – ныне города-спутники Алматы Талгар и Есик 

 

 

 

 

 

       

ИСТОРИЯ г.Талгара

О событиях в Семиречье в годы гражданской войны:

АНТИБОЛЬШЕВИЦКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СЕМИРЕЧЕНСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

ГЕНОЦИД СЕМИРЕЧЕНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

 

Поиск
Copyright "Волостной писарь" © 2024