Содержание
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Невесты без места

https://dzen.ru/a/YPlDRiXdxWLlyl5D

https://sdamp.ru/news/n7555/

      В поисках двух человек на фотографии самого начала 20-го века столкнулся с таким вопросом. - Если дети сельских священников женились на дочерях сельских священников, то как они находили друг друга? У дворян - балы, у крестьян - гулянья, а у священников?

"Брак духовенства связан у православных особыми строго регламентированными каноническими постановлениями и возможен только до посвящения в священные степени. После хиротонии священник жениться не может. Поэтому для человека духовного сословия выбор спутницы жизни крайне ограничен во времени, как правило, это годы учебы, по окончании которой он уже становится диаконом. Либо он успевает найти будущую матушку, либо всю жизнь сохраняет одиночество. Естественно, ближе всего было общество молодых девушек из духовного же сословия, поэтому так часты браки между представителями этого слоя общества...Для оканчивающего духовную школу кандидата священника вставал вопрос о будущем устроении своей жизни. Очень многих, не решивших свою судьбу, эта задача смущала и заставляла откладывать свое будущее посвящение, к которому кандидату хочется скорее начать активно готовиться...Дети священноцерковнослужителей наследовали их сословную принадлежность, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были приписаться к какой-либо общине податного сословия - мещанской или крестьянской - или записаться в купцы. Избирать себе род жизни должны были и дети священноцерковнослужителей, добровольно уклоняющиеся из духовного сословия...в 1869 г. 16 апреля определены были новые сокращенные штаты церквей, а указом 26 мая дети духовенства вовсе отчислены от состава духовенства, - священнослужительские с правами личного дворянства или потомственного почетного гражданства, церковно-служительские с правами личного почетного гражданства, после чего духовное сословие определялось только кругом лиц, состоявших на действительной церковной службе...во многих епархиях огромной Российской Империи существовали особые «епархиальные училища» для дочерей священников со специальной программой разработанной и мудро приспособленной для нужд будущих жен священников... сыновья священников, будущие авторы мемуаров, с детства были ориентированы на получение профессии в церковном ведомстве и с «младых ногтей», шести-семи лет, их отрывали от дома и отправляли в духовные училища. Позднее они воспроизводили лишь самые яркие воспоминания, связанные с матерью. Ещё меньше внимания на страницах дневников и воспоминаний отводилось женам лиц духовного сословия. Неполноту мемуарной литературы в некоторой степени компенсируют официальные документы: законодательные акты, послужные списки священников, протоколы допросов семинаристов, анкетные данные по различным женским учебным заведениям, где содержатся сведения о правовом и материальном положении женщин, уровне их образования, семейном положении и. т.п. Этому есть свидетельства по воспоминаниям священников, которые по прошествии многих лет мысленно возвращались в годы своего детства и юности и не могли не рассказать о своих матерях, сестрах"1

"Учебное заведение возглавляла начальница, избиравшаяся съездом духовенства. Этот пост в орловском училище со дня основания занимала Александра Иосифовна Вознесенская, которую сменила Анастасия Васильевна Ненарокова, прослужившая до 1918 г. Из предметов обучения обязательными в епархиальном училище являлись следующие: Закон Божий, Священная история, пространный катехизис, объяснение богослужения, всеобщая и русская история церкви. Кроме того, преподавались: русский язык, русская словесность и практическое ознакомление со
старославянским языком; арифметика и общие основы геометрии; география всеобщая и русская; гражданская история всеобщая и русская; необходимые начальные элементы физики; педагогика; чистописание; церковное пение. Необязательными предметами считались музыка, рисование и новейшие языки (немецкий и французский), но по желанию родителей девочки могли изучать эти предметы за дополнительную плату во внеурочное время. После уроков также проводилось обучение кройке, шитью, вязанию, домашнему рукоделию...в 1875 г. училище стало 6-классным.
"2

В списках выпускниц разных лет Орловского женского епархиального училища  48 девиц с фамилией Архангельская. Есть среди них и одна Елизавета. Но, 1903г. А наша Елизавета в 1900-м вышла замуж.

Выпуск 1903 года Основной класс С аттестатами: Архангельская Елизавета

1. Семейные основы жизни священнослужителей в России в XIX веке. Ершов Б.А.: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-osnovy-zhizni-svyaschennosluzhiteley-v-rossii-v-xix-veke

2. Из истории Орловского женского епархиального училища. Громова С.А.: https://prev.gaorel.ru/docs/ROIA/statya_gromova_2009.pdf

3. Фотографии Орловского женского епархиального училища училища: https://orel-story.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=9&topic=1682

Поиск
Copyright "Волостной писарь" © 2024